РАО и ВОИС — что за организации и как защищают авторские права

#Статья
19 апреля
2 мин.
Сегодня речь пойдет о правах музыкантов, а точнее, организациях, которые их охраняют в РФ. Расскажем, чем они занимаются, как работают и как взаимодействуют с бизнесом.
Авторское право в России
Первым, кто начал защищать интересы авторов в Российской Империи, стало Общество драматических писателей и оперных композиторов. Оно было создано в 1870 году на добровольной основе. В нем состояли многие русские классики, о которых мы слышали еще в школе: А. Н. Островский, Н. А. Некрасов, Н. С. Лесков, Н. А. Римский-Корсаков.

Любой писатель или композитор мог примкнуть к этому объединению, подав заявление и оплатив членский взнос. Общество нанимало агентов в разных городах. Через них договаривалось с владельцами городских театров, если они хотели поставить у себя пьесы членов Общества. Агенты обязаны были взимать гонорар с устроителя спектакля в пользу драматурга или композитора. Если платить отказывались, агент через нотариуса или суд добивался запрета постановки. Вот так просто и элегантно наши родные классики оберегали свои творения от незаконного использования.

Впоследствии Общество перерождалось вместе с социальным укладом, меняло названия. Но в 1973 году защита продуктов интеллектуального труда вышла на мировой уровень. СССР присоединился ко Всемирной Женевской конвенции. В стране появилось Всесоюзное агентство по авторским правам, которое, как и его предшественник, пережило множество метаморфоз за свою довольно долгую жизнь — ВААП упразднили в 1993.

В том же году вступил в силу закон «Об авторском праве и смежных правах» и появилось Российское авторское общество — РАО. А в 2008 году была учреждена и Всероссийская организация интеллектуальной собственности — ВОИС.
Российское Авторское Общество
Это некоммерческая организация, аккредитованная государством, которая может работать с международными партнерами. Ее представительства есть в четырнадцати городах России.

Цели у общества те же, что и у его прародителей — следить, чтобы сочинители и создатели получали причитающиеся им гонорары. Здесь подразумевается все, что относится к творчеству: хореографические постановки, сценарии, фотографии, картины, книги и прочее.

Музыкальное творчество тоже входит в сферу деятельности этого объединения. В частности, сюда относятся инструментальные и песенные композиции, фрагменты их студийного или живого исполнения, сэмплы, отдельные звуковые дорожки. Чтобы не запутаться, назовем все это специальным юридическим термином — «фонограммой».

Особое внимание РАО обращает на публичное использование фонограмм в коммерческих заведениях. Например, в торговых центрах и кафе, в спортзалах и барбершопах.
Музыка для кафе
Звук Бизнес
В ту же категорию попадают дома культуры, общественный транспорт, караоке. Радио, телевизионное и кабельное вещание тоже относятся к этой категории, если телевизор или радио работают, например, в маникюрном салоне или автомастерской. Также нельзя транслировать контент через стриминговые платформы вроде Apple Music, Яндекс Музыка и т. д. — они подходят только для некоммерческого пользования.

По умолчанию считается, что аудиоконтент помогает коммерческим заведениям получать прибыль. Следовательно, авторы аудиоконтента вправе получить часть этой прибыли. Даже если у вас частная детская медклиника, вы включили шансон и от вас сбежали все клиенты, за прослушивание треков придется платить.

Организация занимается только прямыми правами. Она защищает интересы тех, кто напрямую причастен к сочинительству, а это композиторы, поэты и их правопреемники.
Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности
Это объединение тоже существует на некоммерческой основе и управляется коллективно. Орган его управления называется Совет. Туда входят заслуженные артисты нашей страны, в том числе Лариса Долина, Владимир Пресняков, Юрий Антонов и другие. Есть там и представители звукозаписывающих студий.

ВОИС преследует те же цели, что и РАО, но у них другие «клиенты». Их сфера деятельности — именно музыка и смежные правообладатели. Кто к ним относится:
музыканты и певцы,
студии звукозаписи,
правопреемники тех и других.

Работа исполнителей и изготовителей тоже творческая, и ее результат — объект интеллектуального права. Но они не сочиняли продукт с нуля, а, грубо говоря, «доделывали», чтобы людям было удобно и приятно слушать. Поэтому их права и называются смежными.

Благодаря деятельности объединения сессионные музыканты, лейблы и другие представители музыкального мира тоже получают гонорары за то, что их произведения используются. И они зачастую по сумме такие же, как у непосредственных авторов.

В мире существует еще одна ВОИС, только Всемирная, она же World Intellectual Property Organization (WIPO). Это не одно и тоже, но из-за одинаковых аббревиатур на русском языке иногда происходит путаница. Поэтому все чаще используют аббревиатуру WIPO.
Как использовать музыку легально
Есть несколько способов использовать музыкальное сопровождение для бизнеса и не нарушать закон.

  • Заключить договор как с РАО, так и с ВОИС можно напрямую. Обращаться придётся в обе компании. Нужно предусмотреть соблюдение и прямых, и смежных прав. По договору вы будете сдавать отчёты о публичном воспроизведении той или иной музыки и вносить за неё плату. Такое решение проблемы будет удобным потому, что у этих «регуляторов» собран внушительный реестр треков, к которому у вас тоже будет доступ. Но выплаты получатся существенными.
  • Обратиться к компании-посреднику. Такие компании сотрудничают с правообладателями, с одной стороны, и бизнесом с другой. Как правило, у них тоже есть коллекция треков — поскромнее, чем у общественных организаций, но вполне солидная. Зато отчисления за использование фонограмм тоже поменьше.
  • Ставить музыку, которая перешла в общественное достояние. Авторские права перестают действовать через 70 лет после смерти автора, смежные — через 50 лет после создания фонограммы. Наличие правопреемников здесь ни на что не влияет. Но раздобыть такую фонотеку довольно сложно. Оптимальный вариант — старые виниловые пластинки с классическими произведениями.
  • Включать музыку с открытой лицензией. Такие фонограммы собраны на специальных сайтах. Здесь тоже нужно будет потрудиться при поиске, разобраться с Creative Commons и маркировкой треков. К сожалению, там вы не найдёте популярных песен.
  • Договориться напрямую с создателями и исполнителями. Этот процесс может быть трудозатратным. Надо будет сперва всех разыскать, потом заключить договор, а то и не один. Но игра может стоить свеч, если вы захотите посотрудничать с молодыми местными талантами. Начинающие музыканты будут рады тому, что их произведения где-то звучат. Можно также обратить внимание на местные звукозаписывающие лейблы — они косвенные правообладатели.
  • Написать свою музыку и включать её. Здесь всё зависит от вашего умения и таланта. А ещё можно воспользоваться плодами технического прогресса и написать треки с помощью нейросетей. Как правило, пользоваться ими несложно, есть доступ к разным семплам и настройкам звука.
Если в заведении есть возможность пригласить певцов и устроить живое выступление, тут тоже не всё так просто. Музыканты могут исполнять собственные композиции, но не каверы — на них нужно разрешение.

Резюмируем

Интеллектуальные права и правда довольно сложная материя. Уследить за ними стало непросто из-за технического прогресса и развития интернета. Сейчас каждый может копировать, пересылать и хранить данные в огромных количествах. В этом есть свои плюсы — мы наслаждаемся разнообразием контента и быстрым доступом к нему. Здесь предпринимателю важно не поддаться соблазну и действовать честно. Без «все так делают», «да ладно, пронесёт» и «утрясём как-нибудь». Уважение к чужому труду, закону и своим клиентам непосредственно влияет на репутацию бизнеса и его владельца. Именно поэтому предпринимателям нужно знать о формах защиты интеллектуальной деятельности, использовать легальный контент и сотрудничать с компаниями, которые следят за соблюдением законности. К тому же, поступать по закону выгоднее, чем пытаться его обойти.